Основные проблемы участников ВЭД в 2025

В 2025 году международная торговля переживает очередной виток нестабильности, и участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с многочисленными вызовами, многие из которых приобрели хронический характер. Сегодня мировая система поставок работает с огромной перегрузкой. На неё влияют как политические конфликты, так и стихийные бедствия. Чтобы выжить в таких условиях, компаниям нужно строить надёжные логистические цепочки, уметь быстро реагировать на риски и активно использовать цифровые технологии.

Первая проблема: усложнение таможенных процедур и правовая неопределенность

Один из наиболее острых вызовов - постоянная турбулентность в нормативно-правовом регулировании. В 2025 году на фоне санкционного давления и изменений в международном праве, участники ВЭД сталкиваются с лавинообразными корректировками в таможенных процедурах, классификации товаров и условиях применения льгот.

С июля 2024 года вступили в силу изменения, внесённые Федеральным законом № 92-ФЗ, что уже привело к перераспределению ответственности среди перевозчиков, особенно в части подтверждения нулевой ставки НДС при международных перевозках. Это, в свою очередь, поставило под угрозу легитимность сделок и вызвало дополнительные издержки.
Кроме того, ужесточение контроля за описанием товара, кодированием ТН ВЭД и требованиями к технической документации привело к росту количества отказов и задержек на таможне. 

Вторая проблема: финансовая нестабильность и ограничения в расчетах

Российские компании испытывают серьёзные сложности при проведении трансграничных платежей из-за блокировок банковских корреспондентских счетов, отключения от SWIFT и отказов зарубежных банков от работы с резидентами РФ.

Ситуацию осложняет нестабильный курс рубля. На него влияют политическая напряжённость и ограниченный доступ к валюте. Из-за этого становится рискованно заключать контракты в иностранной валюте, и компаниям приходится искать способы заранее защититься от потерь, например, использовать специальные финансовые инструменты.

Третья проблема: санкции и геополитические риски

Глобальная геополитическая карта продолжает меняться: конфликты в Красном море, нестабильность в Восточной Европе, санкции против целых отраслей. Эти факторы не только ограничивают список потенциальных партнёров, но и влияют на ключевые маршруты доставки.

Из-за продолжающейся напряженности в Ближневосточном регионе торговые суда в обход Суэцкого канала вынуждены использовать маршрут вокруг мыса Доброй Надежды. Это увеличивает сроки поставки в среднем на 12-18 дней и приводит к росту стоимости логистики на 20-30%.

По данным Международного валютного фонда, в первом квартале 2025 года объем торгового трафика через Суэцкий канал сократился на 53%, что говорит о серьезной перестройке глобальных логистических маршрутов и постепенной утрате их прежней эффективности.

Четвертая проблема: инфраструктурные ограничения и логистический дисбаланс

Международная логистика перегружена. Торговые маршруты постоянно меняются, и инфраструктура просто не справляется с потоком грузов. Проблемы возникают как у тех, кто отправляет товар, так и у тех, кто его получает.
Китай, традиционно выступающий главным источником экспортных поставок, вновь столкнулся с нехваткой порожних контейнеров. Это вызвано разбалансировкой между объемом импорта в Европу и Россию и ограничением обратных экспортных потоков.

В России на фоне роста значимости восточного направления (в том числе Приморья и Забайкалья) ощущается нехватка мощностей железнодорожной и портовой инфраструктуры. Погрузочно-разгрузочные комплексы перегружены, сроки ожидания возросли, а расходы на логистику продолжают расти.

Пятая проблема: кадровый кризис и цифровая трансформация

Недостаток квалифицированного персонала в логистике и внешнеэкономической деятельности стал хроническим. Особенно остро проблема стоит в регионах, где за последние года и так наблюдался дефицит кадров.
При этом предприятиям всё чаще требуются не только логисты с опытом, но и профессионалы, способные работать с цифровыми платформами, аналитическими системами и решениями на базе ИИ для оптимизации цепочек поставок.

2025 год показывает, что мир ВЭД больше не будет прежним. Эпоха стабильных поставок, предсказуемого регулирования и финансовой открытости уходит в прошлое. Теперь, чтобы решить проблемы, бизнесу нужно постоянно подстраиваться под изменения, использовать разные подходы и полагаться на современные технологии. Те компании, которые смогут быстро перестроиться, получат преимущество в этом нестабильном, но полном новых возможностей мире.

Получите консультацию
Это бесплатно!
Нажимая кнопку «Отправить», вы принимаете условия обработки пользовательских данных